Тип урока: Занятие обобщения и систематизации знаний с элементами интегрирования, углубленное изучение свойств корней квадратного уравнения.
Оборудование и материалы: 10 персональных компьютеров (установлена операционная система Window’s XP Professional, Turbo (Borland) Pascal, Microsoft Office XP, карточки.
Подготовка к уроку: На каждом рабочем столе размещены карточки с практическим заданием.
Цели урока: Образовательне:
- закрепить знания учащихся, полученные при изучении темы: «Умение применять формулы для нахождения дискриминанта и корней квадратного уравнения»;
- применение свойств корней квадратных уравнений , в которых
a+b+c=0, a-b+c=0 , m+n= -b, ac=mn, , x= привить навыки
устного решения таких уравнений;
- экспериментальным путем (с помощью ПК) составить программу для нахождения
корней квадратного уравнения;
- закрепление умений работать с операционной системой Window’s XP Professional, работа с элементами рабочего стола.
Развивающие:
- развитие устной и письменной речи учащихся, интерес к изучению темы «Квадратные уравнения»;
- расширить кругозор и интеллект учащихся;
- развитие мышления, творческих способностей;
• развитие эмоций учащихся путем привлечения наглядности и
средств ТСО (ПК).
Воспитательные:
- способствовать выработке у учащихся желания и потребности обобщения изучаемых факторов: развить самостоятельность и творчество;
- формирование уважения к различным мировым культурам, цивилизациям, народам;
- воспитание ответственности за работу, взаимопомощи,
аккуратности.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, постановка целей занятия.
Сегодня у нас урок по теме «Различные способы решение квадратных уравнений». Квадратные уравнения - это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Вот, мы сегодня и посмотрим, насколько прочен заложенный нами фундамент. Перед вами стоит задача - показать свои знания и умения по решению квадратных уравнений и для решения квадратных уравнений рассмотреть еще один способ решения при различных значениях дискриминанта.
А вот правила, по которым мы сегодня будем работать:
• быть внимательным и сообразительным;
• не оставлять ни одного вопроса без ответа;
• на каждое задание затрачивать минимум времени, но максимум усердия.
3. Актуализация и мотивация знаний.
При каких значениях параметра данное уравнение:
1. является приведенным квадратным уравнением? (m= 3)
2. является неполным квадратным уравнением? (m = -2)
3. не является квадратным уравнением? (m = 2,5)
Какие способы решения квадратных уравнений вы знаете?
а) . Составьте квадратное уравнение для данного способа.
б) . Составьте квадратное уравнение для данного способа.
в)
Устно решая квадратные уравнения, вы убедились в том, что, зная различные способы их решения, можно решать эти уравнения быстро, правильно и красиво.
Умение быстро, рационально и правильно решать квадратные уравнения облегчает прохождение многих тем курса математики.
Быстро находить корни квадратных уравнений можно также и при помощи компьютера, составив программу.
4. Подготовка к комплексному применению знаний и умений.
Значение и количество корней квадратного уравнения зависит от значения дискриминанта. Имеется три случая равенства дискриминанта:
1). D<0. Тогда имеем два мнимых корня: , ;
2). D=0. Тогда имеем один корень
3). D>0. Имеем два действительных корня: , .
5. Практическая работа.
Учащиеся должны составить программу для решения квадратных уравнений, используя три случая равенства дискриминанта: D<0, D=0,D>0. Листинг программы:
program kv_ur;
uses crt;
var
x,x1,x2,a,b,c,d:real;
begin
Readln(a,b,c);
d:=sqr(b)-4*a*c;
if d<0 then begin
writeln('x1=',-b/(2*a):5:2,'-',sqrt(abs(d))/(2*a):5:2,'i');
writeln('x1=',-b/(2*a):5:2,'+',sqrt(abs(d))/(2*a):5:2,'i');
end;
if d=0 then begin
x:=-b/(2*a);
Writeln('x=',x:5:2);
end;
if d>0 then begin
x1:=(-b-sqrt(d))/(2*a);
x2:=(-b+sqrt(d))/(2*a);
writeln('x1=',x1:5:2);
writeln('x2=',x2:5:2);
end;
readln;
end.
Тесты для проверки работоспособности программы.
Коэффициенты квадратного уравнения |
Дискриминант |
Корни уравнения |
a |
b |
c |
2 |
4 |
2 |
0 |
|
2 |
-8 |
10 |
-16 |
|
1 |
-3 |
2 |
1 |
|
6. Обобщение систематизация способов выполнения действий.
Каждому ученику даётся карточка с заданием, где записаны буквы и под ними ответы, которые соответствует этим буквам. Ученик, выполнивший задание, записывает букву в порядке номера квадратного уравнения, под которой записан ответ.
«В древней Индии были распространены публичные соревнования в решении задач. В одной из старинных книг говорится по поводу таких соревнований следующее: «Как солнце блеском затмевает звезды, так учёный человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи». Такие задачи составлял знаменитый индийский математик XII века. Расшифруйте его фамилию, решив уравнения».
Расшифруйте фамилию индийского учёного, который жил в XII веке, решив уравнения. Он изложил общее правило решения квадратных уравнений и его правило по существу совпадает с современны.
A |
M |
Б |
Р |
У |
Х |
О |
Т |
С |
Г |
П |
-1;5 |
3-i; 3+i |
2;5 |
0;1 |
-1;9 |
0;8 |
0;5 |
-1; 11 |
-1;6 |
-2;8 |
2-i; 2+i |
Квадратные уравнения |
Корни квадратного уравнения |
1). |
|
2). |
|
3). |
|
4). |
|
5). |
|
6). |
|
7). |
|
8). |
|
9). |
|
10). |
|
11). |
|
Брахмагупта
Дополнительное задание.
А |
Б |
Р |
Д |
Х |
О |
С |
К |
П |
-1;5 |
2;5 |
2-i;
2+i |
-2;5 |
0;8 |
-2-i;
-2+i |
-1;6 |
3-i;
3+i |
-6;1 |
Квадратные уравнения |
Корни квадратного уравнения |
1). |
|
2). |
|
3). |
|
4). |
|
5). |
|
6). |
|
7). |
|
Бхаскар
7. Итог урока.
|